Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Cобытия

Айны – древние и таинственные

Вторник, 22 марта 2011

Камчатские курильцы просят признать их отдельным народом

С такой просьбой представители общины айнов намерены обратиться в краевое правительство. На это есть основания: в последнюю перепись как минимум 100 жителей Камчатки указали свою национальность – айн.
 

Айны – один из самых загадочных народов Дальнего Востока. В древности они населяли Сахалин, Курилы и юг Камчатки. После поражения России в войне с Японией в 1905 году часть земель айнов перешла под юрисдикцию победителя. А через 40 лет почти все жители Курил и Сахалина перебрались на остров Хоккайдо и получили японское гражданство. Иногда их называют белым населением Японии…

На Камчатке еще в 50-е годы обрусевших курильцев исключили из списка коренных народов. Теперь малочисленная община айнов просит восстановить их статус. Также в ближайших планах – создание на Камчатке этнографического центра айнской культуры.

Справка Kamcity: айны

 

Курильцы (курилы, курильские мужики, курильские камчадалы). Этот народ некогда населял остров Сахалин и Курильские острова, а также южную часть Камчатки от реки Большой на западе и Авачинской бухты на востоке – эта часть территории полуострова так и называлась Курильская землица (многие путают ее с Курильскими островами, открытыми и освоенными несколько позже, чем Камчатка).

 

Свое название Курильские острова получили по имени народа, их населявшего. “Куру” на языке этих людей означало “человек”. Курилами или курильцами их называли казаки, а сами себя они звали “айну”, что по смыслу мало отличалось от “куру”.

 

Культура курильцев, или айнов, прослеживается археологами на протяжении как минимум 7000 лет. Они жили не только на Курилах, которые называли “Куру-миси”, то есть “земля людей”, но и на острове Хоккайдо (Айну-мошири), и в южной части Сахалина. Своей внешностью, языком и обычаями они существенно отличались как от японцев на юге, так и от камчадалов на севере.

 

Самоназвание “айну” означает “человек” или “мужчина”. Происхождение народа остаётся неясным. Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова и т.д. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири. На Японских островах айны появились около 8-7 тыс. лет назад, создав неолитическую культуру Дзёмон.

 

Айнское слово айну (мн. ч. также айну или айну утара), производными от которого являются русские айн, айны, ранее не являлось самоназванием всего этноса. Этот термин начал входить в широкое употребление в период Эдо (1603-1868), примерно в XVIII в., а с XIX в. получил всеобщее распространение. Айну, употребляемое с оттенком чести и означающее “человек”, “благородный человек”, “настоящий человек”, “человек, относящийся к айнскому народу”, начало использоваться представителями айнского этноса перед лицом японской колониальной экспансии как противопоставление с целью отделения аборигенов от японцев, которых они называли “сисам”. По одной из айнских версий, берущих начало в легендах, термин айну происходит от имени первого предка айнов – Аионы (Аиойны).

 

До распространения общего для всех айнов самоназвания отдельные локальные группы аборигенного населения Японских островов имели, однако, свои обозначения, в которых отражались в основном названия местностей, рек и т.п., т.е. названия мест обитания. Айны бассейна р. Сару, например, называли себя сару утара – “люди местности Сару”, аборигены, жившие на п-ове Соя, именовались соя утара или яун утара – “обитатели Соя” или “жители северной части Хоккайдо”, айны востока острова – чувка утара и мэнаси утара (“люди хребта Мэнаси”) и т.д. В айнских молитвах и устных сказаниях нередко встречается слово энтиу или энтю, используемое также как самоназвание. Этот термин согласуется со словами эндзю (эндзу) – “человек” и эндзю утара – “люди”, встречающимися в языке сахалинских айнов. Для древних жителей Хоккайдо или айнских земель у айнов существовало также некое обобщающее название – курумсэ.

 

В русских источниках XVII в., т.е. уже во время похода по Амуру В. Пояркова, айнов стали называть “черными людьми” или куями, а на Охотском побережье в XVIII в. их именовали кувами. Представители айнского этноса, жившие на юге Камчатки и Курильских островах, обозначались русскими как “курилы”, “курильцы”, “мохнатые курильцы”. При этом среди них выделялись “ближние курилы” – айны Камчатки и о-ва Шумшу, “дальние курилы” – айны о-ва Парамушир и соседних с ним островов и “кых курилы”- айнское население островов Уруп, Итуруп, Кунашир. В середине XVIII в. русский исследователь северо-востока Сибири С.П. Крашенинников предложил айнов Камчатки и о-ва Шумшу, смешавшихся с ительменами, называть “непрямые курилы”, в отличие от чистокровных “прямых курилов” о-ва Парамушир.

 

Крашенинников считал и, очевидно, справедливо, что название “курилы” является искаженным русскими служилыми людьми айнским словом куши (Крашенинников, 1948, с. 155). Скорее всего, это наименование происходит, как уже отмечалось, от айнских слов ку, кур, куру, гур, гуру – “человек”. Вероятно, именно от этих слов айнского языка произошло русское название островов северной части Тихого океана – Курильские острова, “острова, заселенные курильцами”, или “острова курильцев”. На это в свое время вслед за С.П. Крашенинниковым и Г.В. Стеллером указывали виднейшие ученые, знатоки Курил географы Д.Н. Анучин, Л.С. Берг и др. Аналогичного мнения придерживаются и современные ученые. По такому же принципу, возможно, были названы и Алеутские острова.

 

По переписи населения Российской империи 1897 г. 1446 человек указали своим родным языком айнский, почти все из них – на Сахалине (в то время весь Сахалин принадлежал России, а Курилы – Японии; южный Сахалин отошел к Японии после войны 1904-05 гг.)

 

После советско-японской войны в 1945 г. большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено (отчасти и добровольно эмигрировало) в Японию. 7 февраля 1953 г. уполномоченный Совета министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): “запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР”. Этот запрет просуществовал недолго, уже в начале 1970-х возобновились публикации айнского фольклора.

 

В настоящее время айнов в России почти не осталось. В Японии же, начиная с периода интенсивной колонизации японцами острова Хоккайдо, айны считались варварами, дикарями и социальными маргиналами (японское понятие эбису, использующееся для обозначения айнов, означает также «варвар», «дикарь»). Дабы завоевать позиции в обществе, айны активно японизировались, скрывали своё происхождение, принимали японские имена, язык и культуру, в итоге их численность на протяжении XIX-XX вв. резко сократилась и сокращается.

 

Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят). В настоящее время айны Хоккайдо перешли на японский, айны России – на русский, и айнский практически можно считать мёртвым (очень мало людей старшего поколения на Хоккайдо ещё немного помнят язык. К 1996 году полностью владевших айнским было не более 15 человек). У айнов не было своего письма, но существовали богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе. Некоторые исследователи (Эдо Найланд) сопоставляют язык айнов и басков.

 

В 1875 году, когда Курильские острова были отданы Японии, часть жителей островов Шумшу и Парамушир переселились на Камчатку и жили в селах Явино и Голыгино – в местах исконного проживания курильских камчадалов. Позже, уже при Советской власти в период укрупнения рыболовецких колхозов многие жители этих сел переехали на постоянное жительство в село Запорожье Усть-Большерецкого района. 

 

Полярная энциклопедия школьника “Арктика — мой дом”, том “Народы Севера Земли” (М., 1999)
 

http://www.kamchatka-etno.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85&Itemid=95

Последнее обновление ( 24.03.2011 г. )

Источник: КамСити – Новости Камчатки